Конец сибирской тайги
- unegetey
- 30 нояб. 2014 г.
- 2 мин. чтения
В один из воскресных дней августа я получил приглашение от хороших людей съездить в лес, посмотреть, как спеет ягода, пробиваются сквозь траву и многолетнюю шиглу грибы, а если останется время - спиннингом сделать несколько забросов блесны. День выдался удачным: на небе еще летние облака, яркое солнце, а в воздухе запах скошенной травы. Погода, как говорят, шептала. Посоветовавшись с командой "воскресных путешественников", решили съездить за небольшое село Красный Яр, приблизительно в ста сорока километрах от Улан-Удэ, в Заиграевском районе республики.
В пятидесятых годах прошлого столетия эти места были территорией Курбинского леспромхоза. Само название деревушка получила по красивому яру над рекой Курба, которая берет свое начало на хребте Улан-Бургасы. В свое время село служило перевалочным пунктом, куда со всего Курбинского направления возили лес. Население работало на лесозаготовках, занималось сплавом по Курбе, а далее по Уде - на Онохойский лесопромышленный комбинат.
Почти шестьдесят лет назад в Красном Яре проживали более трехсо

т семей. Больше всего было русских старообрядцев, жили буряты, татары, молдаване, литовцы. Сегодня, увы, это исчезающий поселок Заиграевского района. По последним данным переписи населения, здесь постоянно проживают около двадцати человек. Животноводство и заготовка древесины по-прежнему основные занятия местных жителей, только вот последний вид деятельности стал носить более агрессивный и дерзкий характер. Незаконные вырубки, частные пилорамы на въезде далеко не украшают вид яра: захламленная горбылем и порубочными останками территория, наверное, это и можно считать главной достопримечательностью поселения. В селе, окруженном глухой тайгой, по всей видимости, о противопожарных делах мало кто вспоминает. Более того, сразу за Красным Яром - Ангирский заказник, а это уже особо охраняемая природная территория. Так, информация для размышления.
За деревней начинаются удивительные места, богатые ягодами, грибами, а горные протоки Курбы - рыбой. Правда, сама Курба этим похвастаться не может...
По дороге в лес мы встретили мотоциклиста-ягодника, у которого сел аккумулятор, и он очень нуждался в помощи. Он-то нам и поведал, что за последние годы и местные, и залетные "рыбаки" стали добывать рыбу браконьерским способом, используя электроудочки - страшное оружие массового уничтожения водной фауны. От сильного электрического импульса в воде не остается ничего живого: гибнут и крупная рыба, и мальки, и икра, и лягушки с головастиками.
- От такой рыбалки в нашей Курбе уже нет хорошего клева, и куда смотрит природоохранная прокуратура, ночью ловить браконьеров надо, а не в кабинетах сидеть, - сетует наш собеседник.
...
Юрий Сибиряков
Полный текст в еженедельнике "Молодёжь Бурятии" №33
Comments